Данные опроса ВЦИОМ. Пиво в пластике: объем имеет значение?
Запрет больших пластиковых тар для слабого алкоголя вряд ли снизит его потребление, а вот качество и ассортимент могут реально пострадать – считают россияне.
Запрет больших пластиковых тар для слабого алкоголя вряд ли снизит его потребление, а вот качество и ассортимент могут реально пострадать – считают россияне.
МОСКВА, 30 июня 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, каким спиртным напиткам чаще всего отдают предпочтение россияне, как относятся к идее запрета пластиковых бутылок для спиртного объемом более пол-литра.
Из алкогольных напитков самым потребляемым среди россиян является пиво – его пьет половина опрошенных (50%), в том числе 14% - еженедельно, 19% - пару раз в месяц, 17% - реже раза в месяц. Главными «ценителями» можно назвать мужчин (среди них пиво потребляют две трети - 66%), также чаще его выбирает молодежь, нежели пожилые люди (53% 18-24-летних против 26% старше 60 лет).
Вино и крепкий алкоголь в целом пьют заметно реже – в основном, не чаще, чем пару раз в несколько месяцев (33% и 25%, соответственно). Алкогольные коктейли не пользуются популярностью у российских потребителей: 84% опрошенных не пьют их вовсе.
По мнению большинства наших сограждан, потенциальный запрет пластиковой тары объемом более 0,5 литра для алкогольных напитков повлечет целый ряд негативных последствий. Так, 30% полагают, что он приведет к росту цен на другие продукты в пластике (в связи с тем, что производителям тары необходимо будет как-то компенсировать убытки). Четверть опрошенных (26%) опасается снижения качества алкоголя. А каждый пятый (21%) предвидит сокращение ассортимента спиртного по причине прекращения выпуска определенных марок из-за невозможности производить более дорогую упаковку. Не прогнозируют каких-либо изменений в ассортименте, цене или качестве алкоголя 24% участников опроса.
Большинство респонеднтов не верят, что данное ограничение поможет снизить потребление пива. Около трети всех опрошенных (36%) полагают, что потребители будут приобретать его в тех же объемах, что и ранее, покупая при этом несколько маленьких бутылок по более высокой цене (среди потребителей пива об этом сказали 42%). Более четверти россиян (29%) в таком случае прогнозируют рост потребления дешевого крепкого алкоголя. Только 14% думают, что введение запрета заставит людей уменьшить объемы потребления.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 20-21 июня 2015 г. Опрошено 1600 человек 18 лет и старше в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Как часто Вы употребляете следующие алкогольные напитки? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %) | |||||
| Еженедельно | 1-2 раза в месяц | Реже, чем раз в месяц | Не употребляю | Затрудняюсь ответить |
Пиво | 14 | 19 | 17 | 48 | 2 |
Крепкий алкоголь (водка, коньяк, виски, ром, абсент и т.п.) | 3 | 14 | 25 | 55 | 3 |
Вина, шампанское | 1 | 11 | 33 | 52 | 3 |
Алкогольные коктейли | 1 | 5 | 8 | 84 | 3 |
В последнее время в СМИ обсуждается идея запрета пластиковой тары объемом более 0,5 литра для алкогольных напитков. Если запрет будет введен в действие, как, по Вашему личному мнению, это может повлиять на рынок алкогольной продукции в целом? (закрытый вопрос, любое число ответов, %) | |||||||
| Все опрошенные | Москва и Санкт-Петербург | Города-миллионники | Более 500 тыс. жителей | 100–500 тыс. | Менее 100 тыс. | Сёла |
Вырастут цены на другие продукты, которые упаковываются в пластик (молоко, растительное масло, детское питание), так как производителям пластиковой упаковки нужно будет возмещать свои убытки | 30 | 37 | 26 | 31 | 27 | 34 | 27 |
Снизится качество алкоголя, так как производители начнут экономить на сырье | 26 | 39 | 23 | 12 | 22 | 25 | 28 |
Сократится ассортимент алкоголя, так как не все производители смогут позволить себе дорогую упаковку | 21 | 48 | 12 | 14 | 14 | 19 | 19 |
Другое | 4 | 1 | 1 | 6 | 5 | 2 | 6 |
На ассортимент, цену и качество алкоголя не повлияет | 24 | 35 | 22 | 22 | 23 | 27 | 19 |
Затрудняюсь ответить | 21 | 9 | 26 | 23 | 26 | 21 | 21 |
Если запрет будет введен в действие, из продажи будут изъяты пивные бутылки объема от одного до двух с половиной литров. Сегодня такой объем обычно продают именно в пластике. Как Вы думаете, что будут делать в этом случае потребители? (закрытый вопрос, один ответ, %) | |||
| Все опрошенные | Употребляют пиво | Не употребляют пиво |
Потребители будут покупать такой же объем в нескольких маленьких бутылках, но при этом платить больше | 36 | 42 | 30 |
Потребители начнут переходить на дешевый крепкий алкоголь | 29 | 28 | 30 |
Потребители просто начнут меньше пить пиво | 14 | 15 | 12 |
Другое | 3 | 4 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 18 | 11 | 25 |
Источник: ВЦИОМ (Пресс-выпуск №2867)