Господдержка для реализации инвестпроектов

04.04.2017

В связи с законодательно обусловленной реформой в области обращения с отходами в регионах началось активное структурирование инвестиционных проектов. 

А.Е. Дударева, председатель Президиума Координационного совета по развитию отрасли обращения с отходами,

И.С. Рублева, И. Л. Лопин, ПАО «Центрресурс»,

Ю. Ю. Морозова, Координационный совет по развитию отрасли обращения с отходами

 

В связи с законодательно обусловленной реформой в области обращения с отходами в регионах началось активное структурирование инвестиционных проектов. При обосновании экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, а также при определении практических действий по осуществлению инвестиций можно и нужно снижать издержки на реализацию инвестиционных проектов в области обращения с отходами, используя меры государственной поддержки и стимулирования, а также другие финансовые и нефинансовые инструменты и механизмы.

По нашему опыту, проекты, структурированные с участием мер государственного стимулирования и поддержки и других инструментов и механизмов, экономически более выгодны и привлекательны для инвесторов, особенно для иностранных.

Для целей структурирования инвестиционных проектов мы провели мониторинг потенциальных финансовых инструментов и механизмов для отрасли обращения с отходами.

На сегодняшний день действуют следующие меры государственной поддержки, предоставляемые Минпромторгом России:

предоставление предприятиям субсидий на уплату части процентов по кредитам на реализацию новых инвестиционных проектов;

субсидии на финансирование части затрат на НИОКР в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов;

льготное заемное финансирование опытно-конструкторских работ и внедрения новых разработок в рамках Фонда развития промышленности;

специальный инвестиционный контракт (после внесения поправок, включающих обращение с отходами в перечень отраслей, на которые распространяется право применения) в отношении создания объектов по обращению с отходами;

субсидии на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков и промышленных кластеров.

Постановлением Правительства РФ от 18.03.2016 № 209 Министерство промышленности и торговли РФ было наделено компетенциями в сфере обращения с отходами производства и потребления, а именно:

осуществление координации и стимулирования технического перевооружения, модернизации производственно-технических комплексов, осуществляющих обработку, утилизацию, обезвреживание отходов производства и потребления (включая ТКО), в том числе внедрения промышленного оборудования, произведенного на территории РФ, развития технологий обработки, утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления (включая ТКО), а также вовлечения отходов производства и потребления в производственные процессы.

Принимая во внимание, что Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, а Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе обращения с ТКО, наделение Минпромторга России указанными полномочиями стало важным шагом на пути реализации основных принципов и приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами, таких как научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества, использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами, комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов, максимальное использование исходных сырья и материалов, вовлечение вторичных ресурсов в производственные процессы.

Минпромторгом России разработан проект основного мероприятия «Развитие промышленности переработки отходов производства и потребления» (далее – основное мероприятие) для включения в подпрограмму «Развитие производства традиционных и новых материалов» новой редакции государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Основным мероприятием с 2018 г. предполагается введение таких мер поддержки и стимулирования, как:

субсидирование производителям оборудования для осуществления деятельности по обращению с отходами выпадающего дохода при предоставлении скидки покупателю такого оборудования;

субсидирование затрат на обучение сотрудников предприятиям, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами.

Кроме того, в последнее время под экотехнопарком подразумевается некий комплекс, деятельность которого направлена на глубокую переработку отходов, включающую все технологические этапы обращения с отходами, вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственные процессы и выпуск продукции с использованием отходов и вторичного сырья. Во многих странах такие комплексы созданы и эффективно работают.

Такие формы объединений предприятий промышленности, как индустриальный (промышленный) парк или промышленный кластер, не позволяют в полной мере организовать эффективный промышленный комплекс, который станет эффективным инструментом конкретного субъекта РФ в решении вопроса глубокой переработки отходов. Кроме того, в России отсутствует само понятие экотехнопарка и критерии, устанавливающие требования к нему.

На основе анализа мирового опыта внедрения экотехнопарков и экономики замкнутого цикла и оценки текущего состояния российского рынка для внедрения экотехнопарков и экономики замкнутого цикла в проект основного мероприятия включена возможность существования экотехнопарков как производственно-технических комплексов по комплексной глубокой переработке отходов производства и потребления.

Такие производственно-технические комплексы будут иметь синергетический эффект и сочетать в себе топливно-энергетический, агропромышленный, производственно-технологический, ресурсосберегающий, учебно-научный, торгово-выставочный комплексы (см. рисунок).

Состав ПТК

 

Примерный состав производственно-технического комплекса

Основным мероприятием для организаций, осуществляющих деятельность по обращению с отходами в форме экотехнопарков, предполагается введение с 2018 г. субсидирования процентных ставок по кредитам. 

Если говорить о производителях оборудования или продукции, поставляющих или планирующих поставлять на экспорт оборудование или продукцию, которая может быть произведена в процессе использования технологий утилизации отходов, в структуре Внешэкономбанка при поддержке Правительства РФ создано Акционерное общество «Группа компаний «Российский экспортный центр» –государственный институт поддержки экспорта. Центр оказывает российским экспортерам финансовую и нефинансовую поддержку. В группу компаний Центра входят ЭКСАР(Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций) – специализированный государственный институт поддержки экспорта, а также Государственный специализированный российский экспортно-импортный банк. 

Если говорить о модернизации систем коммунальной инфраструктуры, то в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2015 № 1451 за счет средств государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства может быть предоставлена финансовая поддержка на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности. 

Финансовая поддержка может предоставляться и использоваться для:

  • подготовки, реализации проекта модернизации;
  • возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и облигационным займам. 

Также Постановлением Правительства РФ от 11.10.2014 № 1044 (ред. от 21.02.2015) утверждена Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования. Целью данной программы является создание механизма поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования. Размер процентной ставки для лица, которому предоставляется кредит в целях реализации инвестиционного проекта, не должен превышать уровень процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком Российской плюс 2,5 % годовых. Функции рабочего органа Межведомственной комиссии осуществляет Министерство экономического развития РФ. Министерство финансов РФ в рамках реализации указанной программы предоставляет гарантии по кредитам, выданным в целях реализации инвестиционных проектов. В 2017 г. на реализацию программы планируется выделить порядка 60 млрд руб. 

Минприроды России в целях подготовки к проведению в 2017 г. в Российской Федерации Года экологии в соответствии с Указом Президента России от 05.01.2016 № 7 проводит анализ возможности реализации в 2017 г. крупных инфраструктурных проектов в области обращения с отходами или ликвидации накопленного экологического ущерба, по которым субъектами РФ уже осуществлялась предварительная проработка и подготовлены технические задания на разработку ПСД. 

Одним из основных параметров отбора проектов будет являться значимый социально-экономический эффект реализации проекта. При разработке (корректировке) территориальных схем по обращению с отходами субъекты РФ смогут предусмотреть реализацию таких инвестиционных проектов. 

Минприроды России также внесло в природоохранное законодательство изменения, которые позволяют при реализации инвестиционного проекта существенно снизить плату за НВОС, если проектом предусматриваются мероприятия, в том числе технологические инновации, снижающие негативное воздействие на окружающую среду. 

В Российской Федерации с 2011 г. действует Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) – инвестиционный фонд, созданный для привлечения иностранных инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов российской экономики. Зарезервированный капитал фонда – 10 млрд долл. 

Во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупнейшими в мире институциональными инвесторами – фондами прямых инвестиций, а также ведущими отраслевыми компаниями. Этот инструмент создан для крупных инвестиционных проектов. 

В целях поддержки малого и среднего предпринимательства в России создано Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Руководитель корпорации МСП назвал основными целями деятельности корпорации МСП:

  • привлечение денежных средств российских, иностранных и международных, организаций в целях поддержки субъектов МСП (в планах – объемы финансирования до 12 млрд долл.);
  • организацию мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг у субъектов МСП в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг. 

Меры государственной поддержки и стимулирования модернизации, реконструкции, строительства объектов обращения с отходами, ликвидации накопленного экологического ущерба будут также осуществляться субъектами РФ при реализации территориальных схем обращения с отходами в субъектах. Это будет делаться через региональные программы, за счет средств, поступивших от уплаты экологического сбора. 

Кроме того, в случае, если реализация инвестиционного проекта носит межведомственный характер (например, термическое обезвреживание отходов служит источником энергии для тепличного комплекса), также можно рассчитывать на меры поддержки и стимулирования со стороны смежного ведомства. 

Существуют и меры негосударственной поддержки, обеспечивающие значительные объемы кредитования (см. таблицу). 

Заявленные объемы кредитования инвестиционных инфраструктурных проектов

 

Источник

Сумма, млрд руб.

Банки, входящие в ТОП 17 (в сумме)

134

Банк развития Внешэкономбанк

61

Негосударственные пенсионные фонды, уже присутствующие 
на рынке инвестиционных проектов инфраструктуры

164

Прочие негосударственные пенсионные фонды

132

 

Также необходимо отметить, что на российском рынке сформировался пул частных инвестиционных фондов, готовых финансировать инвестиционные инфраструктурные проекты в регионах, с заявленной декларационной цифрой в совокупности порядка 179 млрдруб. Частные фонды рассматривают инвестиции в проекты разной величины. Аналитика показывает, что на сегодняшний день из заявленных средств проинвестировано около 40%. 

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание субъектов РФ и организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, что законодательство направлено на модернизацию и строительство новых высокотехнологичных объектов, для чего необходимо формировать и реализовывать инвестиционные проекты. Структурирование инвестиционных проектов с использованием различных инструментов и механизмов снизит издержки и сделает проект экономически более привлекательным. 

 

Источник: solidwaste.ru

 

Для любых предложений по сайту: [email protected]